Открытая лекция Александра Гениса «Довлатов и третья волна» (по скайпу), при участии Татьяны Толстой
В рамках Тартуского международного литературного фестиваля «Prima Vista» (Эстония)
11 мая 2018 г.
Александр Генис – журналист, писатель, ведущий «Американского часа» на радио «Свобода», культуролог, друг и коллега Сергея Довлатова.
Темы лекции: Довлатов в жизни, в прозе, в кино; как Довлатов стал любимым классиком и почему, и многое другое.
Философский факультет Тартуского университета, круговая аудитория
Александр Генис известный эссеист, путешественник, культуролог, бывший рижанин, с конца 70-х — американц, один из самых читаемых авторов русского зарубежья.
Александр Генис пишет очерки обо всем на свете. И пишет блестяще, не оторвешься — таковы и только вышедшие «Картинки с выставки», куда вошли как хорошо известные нам «Фантики», так и совсем новые эссе.
О чем бы Генис не написал (см. «Вавилонская башня», «Американская азбука», «Довлатов и окрестности», «Шесть пальцев», «Колобок»… в соавторстве с Петром Вайлем — «Родная речь», «Русская кухня в изгнании» и другие книги), будь то «пейзажи» в жанре занимательной культурологии, филологические экзерсисы или заметки гурмана о кулинарных традициях разных народов, все — интересно. Никто так не пишет. Творчество Гениса ускользает от жанровых определений, но всегда сочетает глубину содержания с неотразимым обаянием формы.
Когда вещь становится привычной, как конфетный фантик, мы перестаем ее замечать, не видим необходимости над ней задумываться, даже если она — произведение искусства, такое как «Последний день Помпеи» Брюллова или «Утро в сосновом лесу» Шишкина. Эти картины — тоже персонажи книги Гениса.
«Картинки с выставки» рассказывает о картинах и выставках, которые за много лет повидал и посетил автор. В основе двух частей книги его впечатления от собраний американских музеев — Метрополитен, фонд Альберта Барнса и других. Третья часть «Фантики» посвящена известнейшим русским полотнам Репина, Перова, Саврасова. Удивительным образом книга об изобразительном искусстве не нуждается в иллюстрациях. Импрессионисты писали не то, что видели, а то, что чувствовали. Подобное делает и Генис. Его рассказы об увиденном — впечатления, частные воспоминания, размышления. Картежники Сезанна — ностальгия по студенческому преферансу, живопись Шагала — повод вспомнить анекдот, некогда рассказанный другом Михаилом Эпштейном. Мировые шедевры становятся почти бытовой деталью в судьбе маленького человека, который бродит по музеям и составляет свою собственную историю искусства. И приглашает нас — у каждой картины есть своя большая история, но есть и миллиарды маленьких — то, что видит в ней зритель. А от частного Генис переходит к масштабному, к единой ткани культурного процесса. В этой ткани на одной плоскости флорентийские портретисты и Голливуд формата XXI века, Шишкин и Индиана Джонс и еще сотни параллелей и перпендикуляров. Все является одновременно и следствием и причиной. Даже читатель, вовлеченный автором в очень личную, но именно поэтому особо интересную и совершенно не скучную, историю искусства.
Дискуссия в рамках международного книжного фестиваля «Prima Vista», Тарту, 9 мая 2018 г. Конференц-зале Научной библиотеки Тартуского университета.
Друзья, поблагодарить Татьяну Никитичну вы можете здесь:
• Сбербанк, номер карты: 4274 3200 4383 5639 Tatiana TOLSTAYA
• PayPal, международная система переводов paypal.me/TatyanaTolstaya
Содержание:
00:20 – Вступление Ольги Эйнасто, координатора русской программы фестиваля;
2:47 – ТНТ начинает дискуссию с вопроса А. Генису: Что случилось? Почему ему приходится вести беседу по скайпу, а не лично присутствовать?
4:37 – А. Генис: Что такое non-fiction? Fiction переживает кризис. Роман сегодня переходит в сериал. Вопрос участникам для обсуждения – чем non-fiction отличается от fiction?
7:17 – Джон Шемякин отвечает на вопрос о литературе вымысла и литературе факта;
10:05 – ТНТ отвечает на этот вопрос. Как внутри факта выстроить художественную ткань; Вымысел, литература, fiction – это разлито в природе. Литература – один из способов наслаждаться миром;
14:29 – А. Генис: не согласен, что non-fiction это литература факта;
19:34 – ТНТ: А эпос? С одной стороны, это перечисление, литература факта, а с другой – мифология, fiction;
20:12 – Джон Шемякин: О господстве фактов: они нам необходимы как хлеб, мы перекормлены эстетическим восприятием окружающего, мы не готовы к фактам. Кризис уважения к читателю в fiction. Литература non-fiction это всегда уважение к читателю, не происходит emotional harassment;
25:53 – А. Генис: Мы живем в мире фактов, и нам нужны не сколько факты, сколько защита от них. Факты должны обладать эмоцией, то, что мы не запомнили, значит это не нужно. Не должно быть толстых книг. Перспективы, которые дает non-fiction, новый жанр, книга жизни на Фейсбуке;
29:13 – ТНТ: Литература преображает слово, создает миры, это чудо. Против Нобелевской премии для С. Алексиевич;
35:33 – А. Генис: Как преодолеть кризис литературы, Нобелевской комитет и новые жанры. О романах и сериалах. Я был дал премию Нобеля всему Фейсбуку;
38:51 – Джон Шемякин: Кризис fiction преодолим, надо только увидеть цели, а факты нам помогут в этом;
43:32 – А. Генис: Non-fiction помогает понять современность, воплотить дух времени лучше, чем любое другое искусство. Повседневность. Колумнисты в периодике, сортировка факта газетчиками, защита от фактов;
48:29 – Джон Шемякин: «Смотрите, бабочка!» (о фактах);
53:00 – А. Генис: Против «песен уныния»;
53:25 – ТНТ: Обещание жизни. Как делать ежедневную колонку, авторское «я», «дух времени», Александр Тимофеевский. Глубина романов Толстого, что такое художественная литература;
59:52 – Вопросы, первый – к ТНТ об эссе про «Титаник»: Правда ли, что мальчиков от 9 лет считали мужчинами и не пускали в шлюпки?
1:00:33 – Джон Шемякин о «Титанике» и духе времени; журналист Вильям Стед;
1:03:11 – ТНТ: Стед был в переписке с моей прабабушкой;
1:04:28 – Джон Шемякин о «Титанике»;
1:07:02 – А. Генис: Про «Титаник». О чем проговаривается массовое искусство;
1:08:24 – ТНТ: Метафоры «Титаника»;
1:11:27 – Вопрос: Что такое «пелевинщина»? Существует ли Виктор Пелевин на самом деле?
1:15:55 – Вопрос: Слоган фестиваля «Поживем – увидим». Что мы увидим? Ваш прогноз на будущее.
1:28:49 – Вопрос: Ваше предложение дать премию Фейсбуку – это шутка, эпатаж?
***
Беседа «Фикшн/Нонфикшн: границы и перспективы»
С участием Татьяны Толстой, Александра Гениса (по скайпу), Джона Шемякина
В рамках Тартуского международного литературного фестиваля «Prima Vista» (Эстония)
9 мая 2018 г. Научная библиотека Тартуского университета.
Израильский фотохудожник и журналист Дмитрий Брикман предлагает вашему вниманию программу «Детский недетский вопрос».
Гостем передачи стал Александр Генис – писатель, литературовед, журналист, «не фетишист книги», который считает, что книги надо читать «для того, чтобы получать наслаждение», и посвятил этой теме книгу «Камасутра книжника».
Ребенок спросил: «Как читать Библию?» «Библия построена на повторах. Она ритмизована таким образом, что повторы вводят человека в транс», – говорит Генис, рекомендуя читать Книгу книг вслух, нараспев, двигаясь в такт мелодии библейского стиха. Именно так он сам читал «Книгу Иова».
Писатель рассказывает, что в музеи ходит «как верующий – к алтарю». «Искусство как паломничество – замечательная вещь», – говорит Александр Генис, отвечая на детский вопрос «Зачем ходить в музеи?»
Когда разговор заходит о вере, Генис цитирует самого себя (из книги «Сладкая жизнь»): «Я так уважаю все религии, что ни одной не верю».
Автор и ведущий: Дмитрий Брикман
Режиссер: Дмитрий Чацкий
Звукорежиссер: Павел Коновалов
Цветокорректор: Светлана Лицова
Техническая поддержка: Игорь Горелик
Графический дизайн: Влад Граусбард
Композитор: Вячеслав Ганелин
Разговариваем с писателем, эссеистом и теле- и радиоведущим Александром Генисом. В чем причина того, что роман Булгакова стал таким популярным?
Поддержка канала: capu.st/belyy-shum money.yandex.ru/to/410013431523908
paypal.me/TatyanaTolstaya
«Камасутра книжника» — интеллектуальная автобиография Александра Гениса. А также — любовная переписка со своей библиотекой. Считая чтение «буднями счастья», автор азартно делится им со всеми, кто готов прислушаться к напряженному диалогу матерого книжника с любимыми книгами.
У «Камасутры книжника» хорошая судьба. Первое издание было в 2013 году. Второе — в 2017, третье — в 2020. Книгу перевели на множество языков.
Несмотря на то, что отовсюду слышно, что происходит «переформатирование культуры» и литература уходит на дальний план и перестает быть актуальной в традиционном смысле, тем не менее, книги выходят и их не перестают читать.
Чтение по-прежнему необходимо или становиться роскошью?
Как и почему стоит читать?
И причем тут Камасутра?
Все, что вы хотели знать о чтении, но боялись спросить, вы узнаете у Александра Гениса*.
Алексей Юдин, советник генерального директора Библиотеки иностранной литературы, историк и телеведущий.
* Александр Генис, писатель, эссеист, литературовед, критик, радиоведущий. С 1977 г. живет в Нью-Йорке. С 1989 г. печатается в России. Работал в газетах и журналах русского зарубежья, в настоящее время редактор и ведущий программы «Генис: взгляд из Нью-Йорка» на «Радио Свобода» и автор «Редакции Елены Шубиной»
(https://ast.ru/authors/genis-aleksandr-aleksandrovich-1185421/).
Ведущий рубрики в «Новой газете» (https://novayagazeta.ru/authors/36), где печатается с 2004 года.
«Психология власти» — новая программа на RTVI, в которой разбираем политические процессы с точки зрения психологии. В этом выпуске Гарри Княгницкий и социальный психолог Светлана Комиссарук поговорили о том, почему на место политиков с романтическими идеалами пришли прагматики, что превращает идеалистов в тиранов и кто в итоге оказывается сильнее — система или личность.
00:00 Приветствие
01:00 Почему закончилась эпоха романтического идеализма
03:44 Как идеалисты превращаются в тиранов
05:40 Про теорию первого шага
06:20 Кому больше доверяют люди — прагматикам или идеалистам?
08:00 Почему Адольфа Гитлера поддержали в Германии
10:00 Авантюризм и идеализм — синонимы?
12:01 Про Владимира Зеленского и популизм
14:47 Про прагматизм
15:50 Откуда берется национализм
20:00 Чем отличаются прагматики от идеалистов
22:12 Про протесты в Америке
24:00 Романтизм не работает?
Подписывайтесь на канал, жмите на колокольчик и смотрите новые видео первыми!
А еще у нас есть телеграм-канал рубрики «Такое» с новостями из мира музыки, кино и интернета: t.me/rtvireal
И паблик «Такого» ВКонтакте: vk.com/takoe_rtvi
«На троих» уходит в отпуск и заканчивает сезон интервью «на четверых». Гости — создатели программы и ее первые ведущие, главный редактор @RTVI, автор ютьюб-канала @Редакция Алексей Пивоваров и главный редактор @Телеканал Дождь Тихон Дзядко. Вместе с Екатериной Котрикадзе и Сашей Филипенко обсудили, что такое теле- и ютьюб-журналистика, изжил ли себя жанр большого интервью и что в ближайшее время ждет рынок медиа на фоне кризиса и пандемии.
00:00 «На троих» на четверых
00:13 Почему мы решили позвать сразу двух гостей?
01:14 Журналисты и самоизоляция
04:10 «Вопросы неизбежно заканчиваются». О жанре интервью и форматах проектов «Редакция» и «Еще не вечер»
10:40 Что важнее: история и темы или герои?
13:36 Журналистика и деньги
15:47 Нужно ли телевидение в эпоху интернета?
21:38 О том, как государство контролирует ютьюб, и цезуре
27:37 «Журналист — заложник собственной аудитории»
28:54 «Дождь» и «Редакция» выпустили материалы об эпидемии в Дагестане. Как проходила съемка этих репортажей?
37:02 Как живет традиционное телевидение и ютьюб в эпоху пандемии?
39:31 Реклама, деньги, кризис
47:57 Остались ли у телека какие-то преимущества перед ютьюбом?
50:42 «Кадровый голод» в журналистике. В чем проблема современных молодых (и немолодых) журналистов?
55:31 Минутка ностальгии. Лучший выпуск «На троих» по мнению Алексея Пивоварова и Тихона Дзядко
Подписывайтесь на YouTube-канал «На троих», жмите на колокольчик и смотрите новые выпуски первыми!
А еще у нас есть телеграм-канал рубрики «Такое» с новостями из мира музыки, кино и интернета: t.me/rtvireal
И паблик «Такого» ВКонтакте: vk.com/takoe_rtvi